icon-placeholder icon-uncover icon-cross icon-play-button icon-arrow-left icon-mark icon-arrow-right icon-clock icon-download icon-pdf icon-fax-footer icon-mail-footer icon-mail icon-map-badge icon-map icon-phone-footer icon-phone icon-search icon-send-bid
Обычная версия
Размер шрифта: А А А
Цветовая схема: A A A
Изображения: Вкл. Ч.б. Выкл.
Обучение инструкторов по оказанию первой помощи

 

 Сравнительный анализ Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н, и Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 06.02.2018 N 59н

Основанием для разработки новых Правил по охране труда на автомобильном транспорте является пп."б" п.3 перечня поручений Президента РФ (N Пр-294 от 26.02.2019 г.) по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 20.02.2019 г., п.5 Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым от 29.05.2019 г. N 4714п-П36.

 

В основу разработки новых Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н, легли Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда России от 06.02.2018 N 59н.

 

Новые Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н, вступили в силу с 1 января 2021 года и действуют до 31 декабря 2025 года.

 

В новых Правилах актуализированы требования охраны труда на автомобильном транспорте с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития. Кроме этого, исключены дублирующие обязательные требования в области охраны труда, которые установлены в федеральных законах, а также устранены положения в виде ссылок на иные правила по охране труда или иные нормативные правовые акты, актуализированы отдельные положения и исключены избыточные требования.

 

В новых Правилах полностью отсутствует раздел, устанавливающий требования охраны труда, предъявляемые к организации выполнения работ. В отмененных с 01.01.2021 Правилах, утвержденных приказом Минтруда России от 06.02.2018 N 59н, в указанном разделе содержались дублирующие обязательные требования в области охраны труда, которые установлены в федеральных законах, а также иных нормативных правовых актах. Так, например, обязанности работодателя в части проведения обучения по охране труда, обязательных медицинских осмотров, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты, расследования несчастных случаев и т.п. установлены в Трудовом кодексе РФ, а также в подзаконных актах:

 

- постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";

 

- приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";

 

- постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет";

 

- приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";

 

- и др.

 

Также в новых Правилах полностью исключен раздел, устанавливающий требования охраны труда при работе с аккумуляторными батареями, чтобы избежать дублирования норм, которые содержатся в разделе XXXV Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н.

 

По этой же причине в новых Правилах отсутствует раздел, устанавливающий требования охраны труда при погрузке, разгрузке и перевозке грузов. Эти требования содержатся в Правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Минтруда России от 28.10.2020 N 753н, а также в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200.

 

Кроме этого, в новые Правила не вошли отдельные положения (требования) которые являются избыточными, устаревшими или дублирующими.

 

В частности, в новых Правилах:

 

- отсутствует требование о том, что для прохода работников на территорию организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка;

 

- исключено требование оборудовать тамбур-шлюзом проемы ворот в окрасочное помещение (из смежного), если окраска изделий осуществляется без окрасочных камер;

 

- исключены требования к расположению сварочных постов и требования к стенам помещений сварочных участков;

 

- исключено требование укладывать деревянные решетки на полу смотровых канав;

 

- исключено требование, согласно которому при ремонте и обслуживании верхней части автобусов и грузовых автомобилей работники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы запрещается;

 

- исключено требование о том, что для снятия, установки и перемещения на рабочем месте тяжелых (массой более 15 кг) деталей, узлов и агрегатов должны быть предусмотрены грузоподъемные устройства и механизмы;

 

- исключено требование, что техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе, допускается проводить в одном помещении с находящимися там транспортными средствами, работающими на нефтяном топливе (бензин, дизельное топливо);

 

- исключено требование к стенкам моечных ванн, камер, установок для мойки деталей и агрегатов;

 

- исключено требование что снятые с транспортных средств агрегаты, узлы и детали следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинномерные детали - на стеллажи, а снятие и установка агрегатов, узлов и деталей, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью травмирования, должны производиться с помощью специальных съемников и других приспособлений, исключающих травмирование работников;

 

- исключено требование к испытательным (обкаточным) стендам;

 

- исключено требование, что для регулировки тормозов транспортное средство должно быть остановлено, двигатель выключен. Пускать двигатель и трогать транспортное средство с места после регулировки тормозов разрешается только после того, как водитель убедится, что работники, производившие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне;

 

- отсутствует формулировка по указанию размера площадки для проведения испытания и опробования тормозов транспортного средства на ходу, но при этом указано, что площадка должна быть предназначена для проведения таких испытаний;

 

- исключено требование к клещам для удержания обрабатываемых поковок;

 

- исключено требование, что гидравлические струбцины для клепки должны надежно подвешиваться к потолку или специальному устройству;

 

- исключено требование, что в условиях бездорожья одиночное транспортное средство не должно направляться в рейс длительностью более одних суток.

 

Вместе с тем в новых Правилах уточнены и конкретизированы отдельные положения (требования) и введены новые требования.

 

В частности, в новых Правилах:

 

- введено, что работодатель может устанавливать дополнительные требования безопасности в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда. Кроме этого, новыми Правилами в целях контроля за безопасным производством работ допускается использовать устройства видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ;

 

- прописана возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или другого способа идентификации работника;

 

- уточнено требование хранения транспортных средств во внерабочее время, а также конкретизировано, что должны устанавливаться специальные противооткатные упоры;

 

- введено требование, что стены и пол помещений аккумуляторных участков должны облицовываться керамической плиткой;

 

- допускается обеспечивать расстояние от крайней точки транспортного средства либо до стены, либо до отступающего от стены конструктивно неподвижного элемента помещения;

 

- сокращен перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, на производство которых выдается наряд-допуск, в частности по причине того, что некоторые работы не соответствуют работам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

 

- установлена возможность оформления единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ при совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска;

 

- уточнено, что запрещается использовать для крепления шлангов не предназначенные для этих целей хомуты и стяжки;

 

- уточнено, что должны быть приняты меры, направленные на недопущение попадания струи газа на открытые части тела;

 

- расширен перечень требований, которые необходимо соблюдать при мойке транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей;

 

- установлены требования к полам в помещениях для мойки транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей;

 

- установлены требования при проведении ударных работ с использованием ручного инструмента, а также при работе с электроинструментом;

 

- добавлено требование при работе с углошлифовальными машинками;

 

- установлен запрет на проведение сварочных работ на ободах и дисках смонтированных колес;

 

- установлено требование о запрете запуска двигателя с помощью буксира. Также исключены устаревшие положения, допускающие в исключительных случаях пуск двигателя транспортного средства производить с помощью пусковой рукоятки;

 

- отсутствует конкретная скорость движения транспортного средства по территории организации. При этом уточнено, что скорость движения устанавливается работодателем в зависимости от конкретных условий с учетом интенсивности движения транспортных средств, состояния дорог, перевозимого груза и пассажиров;

 

- дополнены способом, исключающим возможность самопроизвольного движения транспортного средства: под колесо грузового транспортного средства (автобуса) установлены не менее двух специальных упоров (башмаков);

 

- исключено избыточное требование проводить инструктаж с водителем об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза при любом выезде. В новых Правилах инструктаж требуется проводить, только если водитель отправляется в рейс продолжительностью более одних суток;

 

- конкретизировано, что неисправные транспортные средства при переправе должны быть отбуксированы тросом, длина которого должна быть не менее 50 м;

 

- изменена формулировка в отношении хранения отработанного масла. Металлические бочки или подземные цистерны, куда сливается отработанное масло, должны храниться в отдельных помещениях;

 

- требование по хранению и перевозке антифриза и подобных охлаждающих жидкостей в новых Правилах полностью актуализировано, и исключены устаревшие требования.

 

Таким образом, в ходе переработки в новых Правилах исключены дублирующие и устаревшие нормы. Также в новых Правилах полностью исключены положения в виде ссылок на другие правила по охране труда. Отдельные положения (требования) уточнены и конкретизированы во избежание неоднозначного понимания работодателями ряда требований новых Правил.

 

 

 

 

Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н

Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда России от 06.02.2018 N 59н

Комментарий

1. Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта (далее - транспортные средства).

1. Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта (далее - транспортные средства).

Область применения новых Правил осталась без изменений.

Правила не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.

Правила не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.

 

3. Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников, выполняющих работы по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния транспортных средств (далее - работники) оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

3. Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.

Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников, выполняющих работы по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния транспортных средств (далее - работники) оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В новых Правилах исключено прямое указание ответственности работодателя за выполнение Правил, как дублирующее обязательное требование в области охраны труда, которое установлено в статье 22 Трудового кодекса РФ.

7. При эксплуатации транспортных средств на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

 

1) движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

...

7. При эксплуатации транспортных средств на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

 

1) движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

...

В новых Правилах из числа возможных воздействий на работника вредных и (или) опасных производственных факторов при эксплуатации транспортного средства исключена повышенная или пониженная подвижность воздуха.

9) повышенной или пониженной влажности воздуха;

 

10) отсутствия или недостаточного естественного освещения;

 

11) недостаточной освещенности рабочей зоны;

 

12) физических перегрузок;

 

13) нервно-психических перегрузок.

9) повышенной или пониженной влажности воздуха;

 

10) повышенной или пониженной подвижности воздуха;

 

11) отсутствия или недостаточного естественного освещения;

 

12) недостаточной освещенности рабочей зоны;

 

13) физических перегрузок;

 

14) нервно-психических перегрузок.

 

9. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

 

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;

 

2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

9. Работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, связанных с эксплуатацией транспортных средств, улучшающие условия труда работников.

В новых Правилах введено, что работодатель может устанавливать дополнительные требования безопасности в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска. Требования должны содержаться в инструкциях по охране труда и доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа.

 

Кроме этого, в целях контроля за безопасным производством работ допускается использовать устройства видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

10. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

-

Новые Правила допускают перевести документооборот в области охраны труда в электронный вид с использованием электронной подписи или другого способа идентификации работника.

11. Территория автотранспортной организации (далее - организация) в ночное время должна освещаться.

17. Территория автотранспортной организации (далее - организация) в ночное время должна освещаться. Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри производственных территорий.

В новых Правилах исключено требование по наружному освещению.

16. Запрещается проходить на территорию организации через въездные ворота.

22. Для прохода работников на территорию организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка. Запрещается проходить на территорию организации через въездные ворота.

В новых Правилах отсутствует требование о том, что для прохода работников на территорию организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка.

17. Площадки для хранения транспортных средств должны располагаться отдельно от производственных зданий и сооружений.

23. Площадки для хранения транспортных средств должны располагаться отдельно от производственных зданий и сооружений. Они должны иметь твердое и ровное покрытие с уклоном для стока воды.

В новых Правилах отсутствует требование к покрытию площадки для хранения транспортных средств.

 

18. В зимнее время поверхность площадок должна очищаться от снега и льда.

Поверхность площадок должна регулярно очищаться: летом - от грязи, зимой - от снега и льда.

В новых Правилах отсутствует требование к очищению площадок в летний период.

20. При хранении транспортных средств во вне рабочее время, транспортных средств, а также агрегатов, подлежащих ремонту или списанию, должны устанавливаться специальные противооткатные упоры, подставки и подкладки для исключения самопроизвольного перемещения транспортных средств и падения агрегатов.

25. При хранении транспортных средств, а также агрегатов, подлежащих ремонту или списанию, должны устанавливаться специальные упоры, подставки и подкладки для исключения самопроизвольного перемещения транспортных средств и падения агрегатов.

В новых Правилах уточнено требование хранения транспортных средств во вне рабочее время, а также конкретизировано, что устанавливаться должны специальные противооткатные упоры.

22. Помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств и их агрегатов (далее - производственные помещения) должны обеспечивать выполнение технологических операций в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации - изготовителя транспортных средств.

27. Помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств и их агрегатов (далее - производственные помещения) должны обеспечивать безопасное осуществление производственных процессов и выполнение технологических операций в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств.

В новых Правилах отсутствуют требования как к производственным процессам, так и к помещениям для осуществления производственных процессов.

24. Полы в помещениях окрасочных участков, краскоподготовительных отделений, в помещениях для производства противокоррозионных работ, в газогенераторных, а также на складах для хранения пожаровзрывоопасных материалов (жидкостей), баллонов с горючим газом должны быть выполнены из материалов, не дающих искры при ударе о них металлическими предметами.

30. В производственных помещениях полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью.

 

Полы в помещениях окрасочных участков, краскоподготовительных отделений, в помещениях для производства противокоррозионных работ, в газогенераторных, а также на складах для хранения пожаровзрывоопасных материалов (жидкостей), баллонов с горючим газом должны быть выполнены из материалов, не дающих искры при ударе о них металлическими предметами.

 

Рабочие места в помещениях с холодным полом должны быть оснащены деревянными переносными настилами (решетками).

В новых Правилах отсутствует требование об оснащении деревянными переносными настилами (решетками) рабочих мест в помещениях с холодным полом.

27. При одновременной зарядке не более 10 аккумуляторных батарей на аккумуляторном участке допускается иметь помещения для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита и ремонта аккумуляторов.

 

Стены и пол помещений аккумуляторных участков должны облицовываться керамической плиткой.

 

27. При одновременной зарядке не более 10 аккумуляторных батарей на аккумуляторном участке допускается иметь помещения для приготовления электролита и для ремонта аккумуляторов. При этом зарядку аккумуляторов следует производить в помещении для ремонта аккумуляторов в вытяжных шкафах при включенной вытяжной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством.

В новых Правилах отсутствует указание, что зарядку аккумуляторов следует производить в помещении для ремонта аккумуляторов в вытяжных шкафах при включенной вытяжной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством.

 

При этом в новых Правилах введено требование, что стены и пол помещений аккумуляторных участков должны облицовываться керамической плиткой.

-

36. Если окраска изделий осуществляется без окрасочных камер, то проемы ворот в окрасочное помещение (из смежного) должны быть оборудованы тамбур-шлюзом длиной, равной половине ширины ворот, увеличенной на 0,2 м.

В новых Правилах исключено требование оборудовать тамбур-шлюзом проемы ворот в окрасочное помещение (из смежного), если окраска изделий осуществляется без окрасочных камер.

-

40. При выполнении сварочных работ необходимо соблюдать требования Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ.

В новых Правилах устранено положение в виде ссылки на другие Правила по охране труда.

-

41. Сварочные посты должны располагаться в кабинах из негорючего материала площадью не менее 3 м. Между стенками кабин и полом должен быть зазор от 50 мм до 100 мм.

     

Стены помещений сварочных участков и кабины должны окрашиваться в серый, желтый или голубой тона с матовой поверхностью.

В новых Правилах исключены требования к расположению сварочных постов и требования к стенам помещений сварочных участков.

-

57. На полу осмотровых канав должны быть уложены прочные деревянные решетки.

В новых Правилах исключено требование укладывать деревянные решетки на полу смотровых канав.

51. Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны быть стойкими к воздействию агрессивных веществ и иметь уклоны для стока воды в сторону трапов и лотков дренажной системы.

 

Температура в помещениях не должна быть ниже 5°С.

63. Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны быть твердыми, ровными, нескользкими, стойкими к воздействию агрессивных веществ и иметь уклоны не менее 1% для стока воды в сторону трапов и лотков дренажной системы.

 

В помещениях должна проводиться регулярная влажная уборка и очистка пола от остатков топливо-смазочных материалов. Температура в помещениях не должна быть ниже 5°С.

В новых Правилах исключена норма уклона не менее 1% для стока воды.

 

Также в новых Правилах исключено положение о проведении регулярной влажной уборки и очистки пола помещений от остатков топливно-смазочных материалов.

 

52. Вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, обеспечивающие расстояние не менее 0,3 м от крайней точки транспортного средства до стены, либо до отступающего от стены конструктивно неподвижного элемента помещения.

64. Вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, обеспечивающие расстояние от крайней точки транспортного средства до стены не менее 0,3 м.

В новых Правилах допускается обеспечивать расстояние от крайней точки транспортного средства либо до стены, либо до отступающего от стены конструктивно неподвижного элемента помещения.

56. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в ремонтно-механических мастерских, постах, оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями

70. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в специально отведенных местах (ремонтно-механических мастерских, постах), оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями.

 

При работе с инструментом и приспособлениями необходимо соблюдать требования Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.

В новых Правилах устранено положение в виде ссылки на другие Правила по охране труда.

59. К работам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, на производство которых выдается наряд-допуск, относятся:

 

1) работы, выполняемые внутри цистерн и резервуаров, в которых хранятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;

 

2) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые внутри баков, в колодцах, коллекторах, тоннелях, каналах и ямах;

73. К работам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, на производство которых выдается наряд-допуск, относятся:

 

1) ремонт и обслуживание верхней части транспортных средств (автобусов и грузовых автомобилей);

 

2) работы, выполняемые внутри цистерн и резервуаров, в которых хранятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;

В новых Правилах сокращен перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, на производство которых выдается наряд-допуск, в частности, по причине того, что некоторые работы не соответствуют работам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств

 

Так, наряд-допуск не выдается на:

 

- ремонт и обслуживание верхней части транспортных средств (автобусов и грузовых автомобилей);

 

3) ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей;

 

4) нанесение антикоррозионных покрытий;

 

5) работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.

 

3) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые внутри баков, в колодцах, коллекторах, тоннелях, каналах и ямах;

 

4) ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей;

 

5) ремонт вращающихся механизмов;

- ремонт вращающихся механизмов;

 

- теплоизоляционные работы на действующих трубопроводах;

 

- ремонтные работы в мазутном хозяйстве.

 

6) теплоизоляционные работы на действующих трубопроводах;

 

7) нанесение антикоррозионных покрытий;

 

8) ремонтные работы в мазутном хозяйстве;

 

9) работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.

 

62. При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.

-

В новых Правилах установлена возможность оформления единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ при совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска.

-

85. При ремонте и обслуживании верхней части автобусов и грузовых автомобилей работники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы запрещается.

 

88. Для снятия, установки и перемещения на рабочем месте тяжелых (массой более 15 кг) деталей, узлов и агрегатов должны быть предусмотрены грузоподъемные устройства и механизмы.

В новых Правилах исключено требование, что при ремонте и обслуживании верхней части автобусов и грузовых автомобилей работники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы запрещается.

 

Также исключено требование, что должны быть предусмотрены грузоподъемные устройства и механизмы для снятия, установки и перемещения тяжелых деталей массой более 15 кг.

-

89. При выполнении работ с применением грузоподъемных машин и механизмов необходимо соблюдать требования, содержащиеся в Правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.

В новых Правилах исключено положение в виде отсылки к другим Правилам по охране труда

75. Запрещается:

 

1) работать лежа на полу (на земле) без ремонтного лежака;

 

4) оставлять без присмотра вывешенное транспортное средство на высоте более половины диаметра колеса ремонтируемого транспортного средства;

 

5) использовать в качестве опор под вывешенные транспортные средства подручные предметы кроме козелков;

 

17) выдувать сжатым воздухом пыль, опилки, стружку, мелкие частицы и обрезки материалов.

91. Запрещается:

 

1) работать лежа на полу (на земле) без ремонтного лежака;

...

4) оставлять после окончания работ транспортные средства, вывешенными на подъемниках;

 

5) подкладывать под вывешенные транспортные средства вместо установки козелков диски колес, кирпичи и другие предметы;

 

В новых Правилах конкретизировано требование подпункта 4, оставлять без присмотра вывешенное транспортное средство на высоте более половины диаметра колеса ремонтируемого транспортного средства

 

Подпункт 5 изложен в новой редакции с целью обобщения предметов, которые запрещено подкладывать под транспортное средство

 

Также добавлено новое требование, а именно, запрещено выдувать сжатым воздухом пыль, опилки, стружку, мелкие частицы и обрезки материалов.

-

100. Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе, допускается проводить в одном помещении с находящимися там транспортными средствами, работающими на нефтяном топливе (бензин, дизельное топливо).

Данное положение в новых Правилах отсутствует.

89. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе, запрещается:

 

1) подтягивать резьбовые соединения и снимать с транспортного средства детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

 

6) использовать для крепления шлангов не предназначенные для этих целей хомуты и стяжки.

106. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе, запрещается:

 

1) подтягивать резьбовые соединения и снимать с транспортного средства детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

 

6) использовать для крепления шлангов проволоку или иные материалы.

В новых Правилах уточнено, что запрещается использовать для крепления шлангов не предназначенные для этих целей хомуты и стяжки.

91. При техническом обслуживании, ремонте, проверке технического состояния и заправке газовой аппаратуры, работающей на газе сжиженном нефтяном (далее - ГСН), должны быть приняты меры, направленные на недопущение попадания струи газа на открытые части тела.

108. При техническом обслуживании, ремонте, проверке технического состояния и заправке газовой аппаратуры, работающей на газе сжиженном нефтяном (далее - ГСН), необходимо соблюдать меры защиты от попадания струи газа на открытые части тела.

В новых Правилах уточнено, что должны быть приняты меры, направленные на недопущение попадания струи газа на открытые части тела.

 

Таким образом, в соответствующих локальных актах организации подобные меры должны быть установлены и обеспечены.

93. При мойке транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей необходимо соблюдать следующие требования:

 

1) мойка должна производиться в специально отведенных местах;

...

 

6) электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть напряжением не выше 50 В.

110. При мойке транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей необходимо соблюдать следующие требования:

 

1) мойка должна производиться в специально отведенных местах;

...

 

6) электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть напряжением не выше 50 В.

В новых Правилах расширен перечень требований, которые необходимо соблюдать при мойке транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей, а именно:

 

- при использовании в работе моек высокого давления не направлять струю воды на электроприборы, людей (в том числе на себя) и животных;

 

- при добавлении моющих веществ использовать защитные перчатки.

7) при использовании в работе моек высокого давления не направлять струю воды на электроприборы, людей (в том числе на себя) и животных. При добавлении моющих веществ использовать защитные перчатки.

 

 

95. При мойке агрегатов, узлов и деталей транспортных средств необходимо соблюдать следующие требования:

 

1) концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%;

 

2) после мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой;

112. При мойке агрегатов, узлов и деталей транспортных средств необходимо соблюдать следующие требования:

 

1) концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%;

 

2) после мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой;

В новых Правилах расширен перечень требований, которые необходимо соблюдать при мойке агрегатов, узлов и деталей транспортных средств: моющие и дезинфицирующие средства, используемые для мойки транспортного средства, необходимо применять в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по их применению.

3) агрегаты и детали массой, превышающей предельно установленную для ручного подъема и перемещения работниками, необходимо доставлять на пост мойки и загружать в моечные установки механизированным способом.

 

4) моющие и дезинфицирующие средства, используемые для мойки транспортного средства, необходимо применять в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по их применению.

3) агрегаты и детали массой, превышающей предельно установленную для ручного подъема и перемещения работниками, необходимо доставлять на пост мойки и загружать в моечные установки механизированным способом.

 

-

114. Стенки моечных ванн, камер, установок для мойки деталей и агрегатов должны иметь теплоизоляцию, ограничивающую температуру нагрева наружных стенок - не выше 50°С.

В новых Правилах исключено требование к стенкам моечных ванн, камер, установок для мойки деталей и агрегатов.

100. Полы в помещении для мойки транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей должны иметь покрытие с нескользкой поверхностью. В помещениях для мойки транспортных средств дополнительно полы должны иметь уклон для стока загрязненной воды.

-

В новых Правилах установлены требования к полам в помещениях для мойки транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей, а также установлено, что дополнительно полы должны иметь уклон для стока загрязненной воды.

101. При проведении ударных работ с использованием ручного инструмента: молотков, кувалд, а также при работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения мелкими частицами обрабатываемого материала.

 

102. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электросети. Запрещается оставлять без присмотра электроинструмент, подключенный к электросети.

-

В новых Правилах установлены требования при проведении ударных работ с использованием ручного инструмента, а также при работе с электроинструментом.

-

118. При выполнении слесарных и смазочных работ с применением инструмента и приспособлений необходимо соблюдать требования Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.

В новых Правилах исключено положение в виде отсылки на другие Правила по охране труда.

-

120. Снятые с транспортных средств агрегаты, узлы и детали следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинномерные детали - на стеллажи.

 

Снятие и установка агрегатов, узлов и деталей, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью травмирования, должны производиться с помощью специальных съемников и других приспособлений, исключающих травмирование работников.

В новых Правилах аналогичное требование отсутствует.

-

128. Испытательные (обкаточные) стенды должны обеспечивать надежность крепления обкатываемых агрегатов, гидросистем, плотность и герметичность трубопроводов, подводящих топливо, масло, охлаждающую жидкость и отводящих отработавшие газы.

В новых Правилах исключено требование к испытательным (обкаточным) стендам.

111. Испытание и опробование тормозов транспортного средства на ходу проводятся на предназначенных для этого площадках.

129. Испытание и опробование тормозов транспортного средства на ходу проводятся на площадках, размеры которых должны исключать возможность наезда транспортного средства на работников и сооружения в случае неисправности тормозов.

В новых Правилах отсутствует формулировка по указанию размера площадки для проведения испытания и опробования тормозов транспортного средства на ходу, но при этом указано, что площадка должна быть предназначена для проведения таких испытаний.

-

130. Для регулировки тормозов транспортное средство должно быть остановлено, двигатель выключен. Пускать двигатель и трогать транспортное средство с места после регулировки тормозов разрешается только после того, как водитель убедится, что работники, производившие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне.

В новых Правилах аналогичное требование отсутствует.

-

155. Клещи для удержания обрабатываемых поковок следует выбирать по размеру так, чтобы при захвате поковок зазор между рукоятками клещей был не менее 45 мм.

 

162. Гидравлические струбцины для клепки должны надежно подвешиваться к потолку или специальному устройству.

В новых Правилах исключено требование к клещам для удержания обрабатываемых поковок.

 

Также исключено требование о подвешивании гидравлических струбцин для клепки.

131. Каустическую соду и кислоты необходимо хранить в запирающемся шкафу. (п.173 старых ПОТ)

173. Допускается хранить на рабочем месте кислоту в количестве, не превышающем суточную потребность в кислоте при проведении медницких работ.

 

Каустическую соду и кислоты необходимо хранить в запирающемся шкафу.

В новых Правилах исключено требование о хранении кислоты на рабочем месте.

-

193. При работе с электрифицированным и абразивным инструментом должны соблюдаться требования Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.

В новых Правилах исключено положение в виде отсылки на другие Правила по охране труда.

147. При работе с углошлифовальными машинками работники обязаны находиться в защитных очках, не использовать машинку без защитного кожуха, при смене диска отключать от сети, следить за положением электрокабеля для исключения его повреждения.

-

В новые Правила добавлено требование при работе с углошлифовальными машинками.

156. Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости.

204. Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости. На рабочем месте разрешается хранить бензин и клей в количестве, не превышающем сменной потребности.

В новых Правилах отсутствует формулировка о хранении бензина и клея на рабочем месте в количестве, не превышающем сменной потребности.

171. Запрещается:

 

1) выбивать диск кувалдой (молотком);

...

 

6) использовать отвертки, шило или нож для изъятия из шины посторонних предметов.

 

7) проводить сварочные работы на ободах и дисках смонтированных колес.

219. Запрещается:

 

1) выбивать диск кувалдой (молотком);

...

 

6) использовать отвертки, шило или нож для изъятия из шины посторонних предметов.

В новых Правилах установлен запрет на проведение сварочных работ на ободах и дисках смонтированных колес.

175. Окраска в электростатическом поле должна осуществляться в окрасочной камере, оборудованной приточно-вытяжной вентиляцией.

224. Окраска в электростатическом поле должна осуществляться в окрасочной камере, оборудованной приточно-вытяжной вентиляцией. Весь процесс окраски должен осуществляться автоматически.

 

Навешивать и снимать изделия вручную разрешается вне камеры.

В новых Правилах отсутствует требование, что весь процесс окраски должен осуществляться автоматически.

193. При работе на швейной машине запрещается:

 

1) касаться движущихся частей работающей швейной машины;

 

2) снимать предохранительные приспособления и ограждения;

 

3) бросать на пол сломанные иглы;

 

4) оставлять на рабочем месте иглу, воткнутую в ткань.

242. При работе на швейной машине запрещается:

 

1) наклонять голову близко к швейной машине;

 

2) касаться движущихся частей работающей швейной машины;

 

3) снимать предохранительные приспособления и ограждения;

 

4) бросать на пол сломанные иглы;

 

5) класть ножницы и другие предметы вблизи вращающихся частей швейной машины;

 

6) оставлять на рабочем месте иглу, воткнутую в ткань.

В новых Правилах сокращен перечень требований при работе на швейной машинке.

-

250. При механической обработке древесины необходимо соблюдать требования Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ.

В новых Правилах исключено положение в виде отсылки на другие Правила по охране труда.

203. Пуск двигателя транспортного средства должен производиться при помощи стартера. Запрещается запуск двигателя с помощью буксира.

254. Пуск двигателя транспортного средства должен производиться при помощи стартера.

 

В исключительных случаях (неисправность стартера, пуск "холодного двигателя") пуск двигателя транспортного средства допускается производить с помощью пусковой рукоятки. При пуске двигателя транспортного средства с помощью пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

В новых Правилах установлено требование о запрете запуска двигателя с помощью буксира.

 

Также исключены устаревшие положения, допускающие в исключительных случаях пуск двигателя транспортного средства производить с помощью пусковой рукоятки.

 

пусковую рукоятку поворачивать снизу верх;

 

не брать рукоятку в обхват большим пальцем - пальцы руки должны быть с одной стороны;

 

при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание.

 

Запрещается применять рычаги либо иные приспособления для усиления воздействия на пусковую рукоятку.

 

204. Скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и других помещениях устанавливается работодателем в зависимости от конкретных условий с учетом интенсивности движения транспортных средств, состояния дорог, перевозимого груза и пассажиров.

255. Скорость движения транспортного средства по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях - 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов - 40 км/ч.

В новых Правилах отсутствует конкретная скорость движения транспортного средства по территории организации.

 

Скорость движения устанавливается работодателем в зависимости от конкретных условий с учетом интенсивности движения транспортных средств, состояния дорог, перевозимого груза и пассажиров.

205. Работодатель обязан:

 

1) обеспечить выпуск на линию технически исправных транспортных средств, укомплектованных огнетушителями и аптечками для оказания первой помощи;

 

2) при направлении водителя в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

256. Работодатель обязан:

 

1) обеспечить выпуск на линию технически исправных транспортных средств, укомплектованных огнетушителями и аптечками для оказания первой помощи в соответствии с установленными нормами;

 

2) провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении водителя в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс укомплектовать транспортное средство исправными металлическими козелками (подставками), лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, цепями противоскольжения (в зимнее время).

В новых Правилах исключено избыточное требование проводить инструктаж с водителем об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза при любом выезде.

 

В новых Правилах инструктаж требуется проводить, если водитель отправляется в рейс продолжительностью более одних суток.

209. При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:

 

1) выключено зажигание или прекращена подача топлива;

 

2) рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;

 

3) транспортное средство заторможено стояночным тормозом;

 

4) под колесо грузового транспортного средства (автобуса) установлены не менее двух специальных упоров (башмаков).

260. При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:

 

1) выключено зажигание или прекращена подача топлива;

 

2) рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;

 

3) транспортное средство заторможено стояночным тормозом.

Новые Правила дополнены способом, исключающим возможность самопроизвольного движения транспортного средства: под колесо грузового транспортного средства (автобуса) установлены не менее двух специальных упоров (башмаков).

241. Остановки транспортных средств на ледовой переправе не допускаются.

 

Неисправные транспортные средства должны быть немедленно отбуксированы на берег тросом, длиной не менее 50 м.

292. Остановки транспортных средств на ледовой переправе не допускаются.

 

Неисправные транспортные средства должны быть немедленно отбуксированы на берег.

В новых Правилах конкретизировано, что неисправные транспортные средства при переправе должны быть отбуксированы тросом, длина которого должна быть не менее 50 м.

-

297. В условиях бездорожья одиночное транспортное средство не должно направляться в рейс длительностью более одних суток.

В новых Правилах исключено требование, что в условиях бездорожья одиночное транспортное средство не должно направляться в рейс длительностью более одних суток.

249. Запрещается использовать грузоподъемный борт транспортного средства для подъема или опускания работников.

 

Это требование распространяется на любые автотранспортные средства, имеющие грузоподъемные борта.

302. Запрещается использовать грузоподъемный борт транспортного средства для подъема или опускания работников.

В новых Правилах уточнено, что требование о запрете использовать грузоподъемный борт транспортного средства для подъема или опускания работников распространяется на любые автотранспортные средства, имеющие грузоподъемные борта.

253. Транспортные средства разрешается хранить в соответствии с утвержденной работодателем схемой расстановки транспортных средств.

306. Транспортные средства разрешается хранить в отапливаемых и неотапливаемых помещениях, под навесами и на открытых площадках в соответствии с утвержденной работодателем схемой расстановки транспортных средств.

 

При хранении транспортных средств на открытых площадках должны соблюдаться требования, предусмотренные пунктами 22-25 Правил.

 

Помещения для хранения транспортных средств должны отвечать требованиям, предусмотренным пунктами 61-64 Правил.

В новых Правилах отсутствует указание, на каких площадках могут храниться транспортные средства.

264. Хранение материалов должно быть организовано с учетом их совместимости.

319. Хранение материалов должно быть организовано с учетом их совместимости. Взаимно реагирующие вещества надлежит хранить раздельно.

В новых Правилах исключена формулировка о хранении взаимно реагирующих веществ.

 

Хранение материалов должно быть организовано с учетом их совместимости.

266. Отработанное масло должно сливаться в металлические бочки или подземные цистерны и храниться в отдельных помещениях.

321. Отработанное масло должно сливаться в металлические бочки или подземные цистерны и храниться в специальных огнестойких помещениях.

В новых Правилах изменена формулировка в отношении хранения отработанного масла. Металлические бочки или подземные цистерны куда сливается отработанное масло должно храниться в отдельных помещениях.

270. Синтетический обойный материал, обладающий резким запахом, должен храниться в помещениях, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.

325. Синтетический обойный материал, обладающий резким запахом, должен храниться в помещениях обойных работ в специальных шкафах или на стеллажах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.

В новых Правилах исключено требование, что синтетический обойный материал, обладающий резким запахом, должен храниться в помещениях обойных работ в специальных шкафах или на стеллажах.

-

327. При хранении баллонов с газами должны соблюдаться требования, содержащиеся в Правилах по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ.

В новых Правилах исключено положение в виде отсылки на другие Правила по охране труда.

273. Антифриз и подобные охлаждающие жидкости необходимо хранить и перевозить в исправных емкостях с герметичными крышками.

329. Антифриз необходимо хранить и перевозить в исправных металлических герметически закрывающихся бидонах и бочках с завинчивающимися пробками. Крышки и пробки должны быть опломбированы. Порожняя тара из-под антифриза также должна пломбироваться.

Требование по хранению и перевозке антифриза и подобных охлаждающих жидкостей в новых Правилах полностью актуализировано; при этом исключено требование в отношении опломбирования крышек и пробок бидонов, бочек.

280. Спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда (снега) и посыпаться противоскользящим материалом.

336. Погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к ним должны иметь ровное, твердое покрытие. Спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда (снега) и посыпаться противоскользящим материалом.

В новых Правилах отсутствуют требования к покрытию и подъездным путям к погрузочно-разгрузочных площадок.

-

VII. Заключительные положения.

 

341. Федеральный государственный надзор за соблюдением требований Правил осуществляют должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации).

 

342. Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении требований Правил, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В новых Правилах исключен раздел "Заключительные положения".

Приложение.

 

Рекомендуем образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью.

 

2. Допуск.

 

2.3. Подготовку рабочего места проверил. Разрешаю приступить к производству работ.

Приложение.

 

Рекомендуем образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью.

 

2. Допуск.

2.3. Подготовку объекта к производству работ проверил. Разрешаю приступить к производству работ.

Рекомендуемый образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью остался без изменений за исключением одной формулировки в разделе 2, п.2.3.

 Скачать Сравнительный анализ Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н, и Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 06.02.2018 N 59н  можно по ссылке НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Вернуться к списку