icon-placeholder icon-uncover icon-cross icon-play-button icon-arrow-left icon-mark icon-arrow-right icon-clock icon-download icon-pdf icon-fax-footer icon-mail-footer icon-mail icon-map-badge icon-map icon-phone-footer icon-phone icon-search icon-send-bid
Обычная версия
Размер шрифта: А А А
Цветовая схема: A A A
Изображения: Вкл. Ч.б. Выкл.
Обучение инструкторов по оказанию первой помощи

Анализ основных изменений, внесённых в НПА в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от ЧС ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ

 

Новый Закон о госконтроле в РФ (вступает в силу с июля этого года) подвергся правкам, причем далеко не косметическим (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") а вместе с ним изменения внесены в 130 других нормативных актов и в том числе те, что регламентируют обязательные требования в области пожарной безопасности, ГО и ЧС.

 

Предлагаем вам в удобной табличной форме анализ основных изменений, внесённых в нормативные правовые акты в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (вводятся в действие с 01.07.2021):

Действующая до 01.07.2021 г. редакция

Вносимые изменения

Статьей 12 ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ изменяются некоторые основные понятия, установленные ст.1 ФЗ "О пожарной безопасности"

требования пожарной безопасности

обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности)

 

Комментарий: понятие "требования пожарной безопасности" заменяется на "обязательные требования пожарной безопасности". Таким образом, понятие приводится в соответствие с ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", устанавливающим, что государственный контроль (надзор), муниципальный контроль - деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.

федеральный государственный пожарный надзор

Понятие утрачивает силу

ведомственный пожарный надзор

ведомственный пожарный контроль

 

Комментарий: Термин скорректирован.

Статьей 12 ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ полностью пересматривается ст.6 ФЗ "О пожарной безопасности" (Федеральный государственный пожарный надзор)

(выборочное изложение основных изменений)

Органами государственного пожарного надзора являются:

 

структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

 

территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора;

 

территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

 

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется:

 

органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;

 

на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

 

Координацию деятельности органов государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, осуществляет заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

 

Комментарий: установлены структурные подразделения органов исполнительной власти, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор. Вводится координирующая роль главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору (вне зависимости от органа исполнительной власти, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора).

Предметом проверки являются:

 

соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности;

 

соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

 

соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

 

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

 

Комментарий: Скорректирована формулировка предмета федерального государственного пожарного надзора. Специальные объекты надзора вынесены в отдельный абзац.

 

Комментарий: установлены специальные объекты надзора и определены соответствующие органы, осуществляющие оценку соблюдения требований пожарной безопасности на данных объектах, в том числе:

 

- в лесах;

 

- на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ;

 

- при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения;

 

- при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений.

 

Оценка соблюдения требований пожарной безопасности, а также требований, предусмотренных абзацем третьим части третьей настоящей статьи, в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.

В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках федерального государственного строительного надзора Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Комментарий: контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства. значительными изменениями не затронут.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"…

Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а в случаях, указанных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, - нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Комментарий: изменён Федеральный закон, устанавливающий порядок проведения проверок (надзорных мероприятий). Установлена необходимость согласования нормативных правовых актов, регулирующих федеральный государственный пожарный надзор на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статьей 12 ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ полностью пересматривается ст.6.1 ФЗ "О пожарной безопасности"

(выборочное изложение основных изменений)

Статья 6.1. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора

Статья 6.1. Права должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, при рассмотрении сообщений по фактам пожаров

 

Комментарий: изменено наименование ст.6.1, которая отныне затрагивает исключительно права должностных лиц, указанных в её наименовании.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

 

вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

 

данное право в ФЗ отсутствовало

 

запрашивать и получать от организаций и граждан, в отношении которых проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, за исключением документов и (или) информации, указанных в части 8 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

 

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

 

данное право в ФЗ отсутствовало

Должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, при рассмотрении находящихся в производстве дел об административных правонарушениях по фактам пожаров, а также в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами, вправе:

 

вызывать при осуществлении мероприятий по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, а также об административных правонарушениях, связанных с пожарами, в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан, получать от указанных лиц необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

 

требовать предъявления документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются основания подозревать их в совершении преступления, связанного с пожаром, либо если имеется повод для возбуждения в отношении данных граждан дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности;

 

запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от организаций, в том числе медицинских, граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления сведения, объяснения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, погибших в результате происшествий, связанных с пожарами, и (или) поступивших в медицинские учреждения с ожогами и телесными повреждениями, полученными в результате происшествий, связанных с пожарами, за исключением случаев, если федеральным законом установлен специальный порядок получения такой информации;

 

беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами;

 

требовать от граждан (групп граждан) покинуть зону пожара, место происшествия, связанного с пожаром, если это необходимо для документирования обстоятельств происшествия, преступления, административного правонарушения, сохранения следов происшествия, преступления, административного правонарушения, а также в целях обеспечения безопасности граждан.

 

Комментарий: расширены права должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. В том числе впервые в ФЗ "О пожарной безопасности" прямо устанавливается право:

 

- требовать предъявления документов, удостоверяющих личность граждан (при наличии оснований);

 

- требовать от граждан (групп граждан) покинуть зону пожара, место происшествия, связанного с пожаром.

Статьей 12 ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ вносятся изменения в ст.25 ФЗ "О пожарной безопасности"

(по вопросам обучения мерам пожарной безопасности)

Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа и (или) пожарно-технического минимума.

Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам.

 

Комментарий: из ФЗ "О пожарной безопасности" удаляется понятие "пожарно-технического минимума", который заменяется "дополнительным профессиональным образованием" (и соответствующими программами дополнительного профессионального образования).

          

Как минимум до 01.09.2021 года остаётся действующим документом НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций").

Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, мерам пожарной безопасности, а также требования к содержанию программ дополнительного профессионального образования (программ пожарно-технического минимума), порядок их утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях по программам противопожарного инструктажа, а также требования к содержанию указанных программ, порядок их утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В зависимости от вида реализуемой программы обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится непосредственно по месту работы и (или) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Комментарий: новой редакцией ФЗ "О пожарной безопасности" устанавливается, что категории лиц, которые проходят обучение по дополнительным профессиональным программам, должны быть определены федеральным органом исполнительной власти. Отметим, что опубликованный на портале проектов нормативных правовых актов проект нового приказа МЧС России "Об утверждении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, мерам пожарной безопасности" (в нынешней опубликованной редакции) довольно ощутимо сужает круг (категории) лиц, которые должны быть обучены по дополнительным профессиональным программам (в сравнении с категориями лиц, подлежащих обучению по программам пожарно-технического минимума, которые установлены ещё действующим (до 01.09.2021) НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций").

Статьей 11 ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ полностью пересматривается ст.27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

(выборочное изложение основных изменений)

Статья 27. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Статья 27. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

1. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется посредством:

 

а) федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

 

б) регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

2. Предметом государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

 

а) для федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - соблюдение организациями и гражданами, эксплуатирующими потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, государственными корпорациями, создающими в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организациями и гражданами, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

 

б) для регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

… (См. новую редакцию ст.27 полностью).

 

Комментарий: государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в новой редакции ст.27 внятно разделён на:

 

- федеральный государственного надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

 

- региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Установлен предмет государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций для федерального и регионального надзора.

 

Определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти и органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

 

Вернуться к списку